Наливайко Нина Васильевна

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Доктор философских наук, профессор,
Профессор ЮНЕСКО
Член-корреспондент Международной Академии информационных процессов и технологий (МАИПТ)

Место работы:
Ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН
Директор Научно-исследовательского института "Философия образования" НГПУ
Заведующая лабораторией профессионального образования ИДПО НГАУ

НАУЧНАЯ КАРТА Н.В. НАЛИВАЙКО 2007-2012гг.

2007
Название проекта
Исследование ментальных и когнитивных механизмов адаптации человека в условиях изменяющейся России и сфера образования
Содержание работы, результаты, их новизна, научная и практическая значимость
Осуществлен анализ логических категорий адаптации в контексте исследования сферы образования как ментального и когнитивного механизма адаптации человека в условиях изменяющейся России. Логические посылки подхода к процессу обучения как системе взаимной адаптации личности, общества и природы можно упорядочить в следующий ряд:
– каждое адаптивное действие предполагает с необходимостью допущение ошибок обучаемым;
– ошибки в процессе адаптации могут быть иерархически упорядочены от простейших к более сложным. Например, ошибки фактологические, процедурные, методические, методологические и др. Ошибки адаптации образуют иерархию логических типов;
– в соответствие с иерархией типов ошибок можно провести типизацию уровней адаптации от простого к более сложным.
– процесс исправления ошибок в ходе адаптации связан с выбором возможного отклика на стимул из некоторого набора (класса) допустимых откликов.
В контексте ментальных и когнитивных механизмов адаптации в трансформирующемся социуме проанализирована эффективность осуществляемой образовательной политики. Проанализирована специфика образовательной политики, включающей комплекс мер, осуществляемых государством в отношении образования как социального института, во взаимодействии других направлений внутренней российской политики – экономической, социальной, информационной и др.
Полученный научно-исследовательский результат
Анализируется образовательная политика как особенная область (отдельная частная область) политики государства, которая определяет стратегию образовательной деятельности, ее главные цели и задачи. Рассмотрены позитивные и негативные стороны социокультурной обусловленности образовательной политики, тенденции модернизации отечественной образовательной системы. Показано, что без включения философского видения перспектив развития российского социума в общую политическую доктрину долговременного реформирования России не удастся добиться необходимой образовательной поддержки проводимых социальных преобразований и прогрессивных реформ. Особое внимание уделено вопросам глобализации и вхождению российского образования в мировое образовательное пространство. Показано, что интеграция образования – объективный, динамично развивающийся процесс, предполагающий освоение опыта, накопленного странами мира, наряду с уважением к национальным традициям Российской Федерации.

Обосновано, что значимость системы образования как адаптационного «механизма» связана в первую очередь с ее опережающим воздействием на социум в процессе трансгенерационной передачи. Выделены основные кластеры и категории современных когнитивных концепций обучения. Показано, что «параллельное» иерархическое упорядочивание контекстов и типов процедур адаптивного поведения позволяет построить иерархию типов адаптации в рамках когнитивных и ментальных механизмов реагирования. Обосновано, что важнейшим следствием современных процессов стала актуализация выбора человеком стратегии адаптивного поведения. Политика в области образования определяет стратегию образования как современную систему взаимной адаптации личности и общества. Обосновывается также, что именно образование должно взять на себя функцию подготовки людей к новым условиям существования, давать им такие знания и умения, которые позволили бы не только успешно адаптироваться в новой социальной и информационной среде, но и активно воздействовать на нее в собственных интересах и интересах развития общества в целом. Из этого следует, что сфера образования может и должна выступать гарантом человеческой поддержки социально-экономических преобразований и реформ в России, поскольку именно эта сфера оказывает непосредственное влияние на формирование и преобразование индивидуального и общественного менталитета.
Значимость исследования в том, что показано: фундаментальные изменения современной социокультурной ситуации в России коснулись всех сфер жизнедеятельности людей. Важнейшим последствием этих процессов стала актуализация задачи выбора каждым человеком определенной жизненной стратегии адаптивного поведения. Роль образования в контексте социальных адаптационных процессов предполагает не только воспитание определенных личностных качеств, нравственных ориентиров, но и прагматично заданных знаний, умений и функций для того, чтобы дать возможность успешно вписаться в развивающуюся структуру общественных и экономических отношений. Не менее важна инновационная составляющая образования, поскольку приспособление к современной социальной действительности требует от индивида не простого изменения, а задействования инновационного потенциала личности.
Список наиболее важных публикаций:
Наливайко Н.В. Проблемы безопасности системы отечественного образования // Философия образования». - № 3 (20), 2007. - С. 249-256.
Наливайко Н. В. (в соавт). Образование: роль и значение для адаптации к условиям современной России // Философия образования. - № 2(19), 2007. – С. 199 - 202.
Наливайко, Н.В., Панарин, В. И. – монография - Теоретико-методологический анализ современной образовательной политики России. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. – 244 с. (12 п.л.).

2008
Тема исследования: «Философия образования: формирование концепции, интеграция науки и образования»
Задача исследования: сформулировать идею реализации методологической функции философии в теории и практике образования и показать, что каждый структурный компонент философского знания, выполняя онтологическую, методологическую, аксиологическую и др. функцию, представляет квинтэссенцию философского осмысления предмета, которая пронизывает образовательный процесс, обусловливая упорядочение понятий и выстраивание определенной системы знаний в области образования.
Результат исследования:
Показано, что усиливая процессы специализации научных знаний в образовании, философская методология становится интегративным базисом научного поиска адекватных форм и методов развития современного образования. Обоснован вывод о переломном характере развития системы образования: с развитием частнособственнических социально-экономических отношений образование продается и покупается как любой другой продукт. Показано, что это имеет серьезные последствия для высшего образования, которое в обществе знаний теряет монополию на производство и распространение знаний. Вместе с тем, государственные учреждения профессионального образования приобретают тенденцию к определенной самостоятельности и к поиску связей с потребителями образовательного продукта, с предпринимательскими кругами. Установлена зависимость, согласно которой региональные тенденции развития образования направлены на укрепление традиционных отраслей экономики региона, что вызывает необходимость соответствующей подготовки кадров (состава, количества специалистов, качества их знаний), обеспечивающих перспективы развития региона.
Установлено также, что кризисное состояние научной содержательной стороны образовательной системы связано с необходимостью коррекции концепций современного образования и уточнения соотношения науки и образования. Показано, что характер и особенности развития научного знания определяют и тенденции функционирования образовательного знания: углубляющаяся специализация научной деятельности влечет за собой дисциплинарное усложнение научного знания и, как следствие, изменение облика образовательного знания. Обосновано, что распространение высоких технологий способствует качественно новой вовлеченности в технологический процесс современных образовательно-научных знаний, к расстановке акцентов на процессуальности, необратимости во времени, что предъявляет новые высокие требования к содержанию и качеству образовательно-научного знания, акцентируя внимание на увеличении роли его научной составляющей
Доказано, что интеграция науки и образов как адаптационного механизма трансформирующегося общества приобретает сегодня особую значимость, т. к. необходимо осуществлять поиск новых форм организации научного знания, создавая новые концепции образования и программы их практической реализации. Все это объективно повышает востребованность философской рефлексии всех процессов, происходящих в образовании. Применение философских конструктов поможет выделить профессиональные задачи и структуры профессиональной деятельности в развитие современной системы образования. Для развития вопросов адекватной адаптации образования и общества в современных трансформирующихся условиях нужно развитие контактов научных школ, ученых, преподавателей вузов. Нужен диалог, но не на внешнем уровне дискуссий и обмена информаций. Нужна кооперация ученых, преподавателей, работников управленческого звена, кооперация, встроенная в содержание, методы и технологии систем образования. К сожалению, вузы и академическая наука Сибирского региона такую единую корпоративную политику не сформировала. В этом плане следует вести специальную работу.
Список наиболее важных публикаций:
Наливайко Н. В. монография «Философия образования: формирование концепции», Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2008, 272 с.;
Наливайко Н.В. Аксиологические аспекты развития отечественного образования // Философия образования. – 2008. – № 1 (22). – С. 213–219. 0,6 а.л.
Наливайко Н.В. (в соавт). Постмодернизм в образовании – очередной этап адаптации социма? // Философия образования. – 2008. – № 2 (23). – с. 69-76 (0,3 а.л.).
Наливайко Н.В.(в соавт.) Об онтологии качества образования в обществе знания // Философия образования. – 2008. – № 3 (24). – с. 4 – 18. (0,5 а.л.).

2009
Тема исследования:
Качество современного отечественного образования и формирование современной концепции воспитания в контексте новой философии образования
Содержание работы, результаты
Показано, что изменения общественных отношений в сторону господства частной собственности на средства производства, возврат к рыночным отношениям в современном российском обществе повлекли кардинальные трансформации в системах образования и науки. Наука и образование становятся товаром, интегрируются на отношениях купли-продажи.
Доказано также, что характер и специфика развития научного знания на современном этапе определяет специфику функционирования образовательного знания: углубляющаяся специализация научной деятельности приводит к дисциплинарной перестройке и усложнению научного знания, что существенно меняет облик образовательного знания, формируя множество образовательных парадигм. Отсутствие системных теорий в современном научном знании приводит к тому, что теоретическая наука перестает быть фундаментальной и влечет за собой отсутствие фундаментальности в образовании. Процесс, ведущий к фундаментальности научно-образовательного комплекса, с одной стороны, отражается в становлении глобальной организации образовательно-научного пространства, а с другой, – в формировании научно-образовательного фундамента.
Показано, что «воспитание», сохраняя в себе базовые онтологические аспекты образования, имеет и свою специфику, связанную с аксиологией особенных видов деятельности, и выполняет функцию социализации человека. Доказано, что социализация посредством воспитания эффективна тогда, когда сопровождается приобщением к общей культуре и мировоззрению, когда воспитание с необходимостью имеет культурообразующий характер. Исследовано понятие «воспитание», отражающее момент воспроизводства человека в социуме, способствующее рефлексии проблем целенаправленной подготовки молодого поколения к жизни в настоящем и будущем обществе.
Список наиболее важных публикаций:
Монография: Наливайко Н. В., Косенко Т. С. «Проблемы воспитания в современной философии образования», Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2009, 25 2 с.
Коллективная монография: Н. Наливайко - главный редактор и соавтор: «Качество современного отечественного образования: сущность и проблемы». Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2009, 200 с.
Статьи:
Наливайко, Н. В. Философский анализ системы образования в трансформирующихся обществах. / ж. Философия образования. № 1 (26), 2009. С. 26-35.
Наливайко, Н. В., Косенко Т. С. Вопросы воспитания в контексте современных мировых процессов / ж. Философия образования. № 1 (26), 2009. С. 158-165.
Наливайко, Н. В., Панарин В. И. О современной специфике развития отечественного образования / ж. Философия образования. № 2 (27), 2009. С. 17-24
Наливайко, Н. В. О формировании концепции философии воспитания / ж. Философия образования. № 2 (27), 2009. С. 176-182.
Наливайко, Н. В., Косенко Т. С., Панарин В. И. Глобализация и вопросы специфики формирования современной системы воспитания / ж. Философия образования. № 2 (27), 2009. С. 197-204.
Наливайко, Н. В. Диалог в развитии традиций и новаций современного воспитания / ж. Философия образования. № 3 (28), 2009. С. 204-212.

2010
Научный проект Инновационные процессы в науке и образовании в современной России: глобальный контекст и региональная специфика.
Задание на 2010 год – Выявить тенденции в глобализации сферы российского высшего образования, масштабы их воздействия на процессы формирование общественного спроса на образовательные услуги, особенности реагирования на этот спрос системы высшего профессионального образования, в том числе интеграцией с академической наукой.
Полученный научно-исследовательский результат
• образования – формирование ее современной методологии, призванный стать интегративной основой научного поиска адекватных форм и методов современного образования. Философская рефлексия задает образовательной концепции смысл, цель, основные формы реализации, выполняет интегративную функцию, дает анализ тех принципов, в соответствии с которыми строится образовательный процесс.
• Современная система образования должна учитывать накопленный поколениями культурный опыт, который позволит сохранить устойчивость общества; при этом ориентирами развития системы образования служат многовековые национальные традиции, заключающие в себе главный социокультурный потенциал жизни, специфически проявляющийся в условиях различных исторических эпох.
• Традиции теоретического осмысления системы образования в дореволюционной и советской России были тем фундаментом, на основе которого стали развиваться теория и практика отечественной системы образования. Эти традиции можно и нужно использовать для разрешения современных задач, стоящих перед системой образования России.
• Глобальные тенденции в развитии образования, инициируемые сегодня западной цивилизацией, имея, с одной стороны объективный характер, с другой – выступают как сознательное подавление развития системы регионального и национального образования в других странах. Возникает необходимость в уточнении состава функций системы образования, чтобы противостоять этому давлению.
• Существует онтологическая зависимость, согласно которой практика получения образования населением детерминируется социально-экономической ситуацией в стране (или регионе). Первоочередной целью является формирование системы образования, способной, с одной стороны, охватить максимальное количество молодежи (чтобы переждать период экономического кризиса), а с другой – в период экономического подъема специфицировать систему образования, чтобы усилить элитную подготовку специалистов..
• Специфика нравственных аспектов российского обучения-воспитания определяется сменой общественных отношений в России. Система образования выполняет функцию стабилизации общественной жизни страны (прежде всего молодежи), выступая не только образовательным, но и воспитательным фактором.
• Система образования является устойчивой, если способствует развитию региона и соответствует региональной специфики.
• Система образования, будучи встроенной в специфику общего развития региона, призвана обеспечить пропаганду актуальных направлений производительности труда, в том числе пропаганду инженерного труда и рабочих специальностей для реализации соответствующих перспектив развития региона.
Научная новизна полученного научно-исследовательского результата по плановому заданию на 2010 г.:
– обосновано, что в условиях кризиса, усиления процессов дифференциации и специализации научных знаний в образовании, философская методология становится интегративным базисом научного поиска адекватных форм и методов современного образования;
– установлена глубокая взаимосвязь характера общественных отношений и развития всех системных характеристик теории и практики образования; доказано, что система образования должна учитывать накопленный поколениями культурный опыт;
– установлено, что глобальные тенденции развития современного образования все сильнее подавляют образовательную деятельность региональных систем образования путем целенаправленного глобализационного давления, обеспечивающего лидерство своих стран;
– показано, что современный системный кризис российского общества и его образовательной системы обусловил деструктивный поворот к западным моделям развития систем образования;
– показано, что в условиях, когда система образования адаптирует свою функциональность применительно к новым социальным отношениям; имеет место несоответствие между традиционными для России гуманистическими ценностями и новыми, возникшими в связи с переходом к рынку, ценностными приоритетами людей, связанными с усилением индивидуализма и прагматизма. Это несоответствие еще более усиливается последствиями мирового финансово-экономического кризиса;
– установлена зависимость, согласно которой региональные тенденции развития образования направлены на укрепление традиционных отраслей экономики региона, что вызывает необходимость соответствующей подготовки кадров (состава, количества специалистов, качества их знаний), обеспечивающих перспективы развития региона. Образовательная система эффективна в том случае, если соответствует производственным запросам региона к составу и качеству специалистов и развивается в соответствии с этими запросами;
Теоретико-методологическая и практическая значимость полученного результата:
Используемые подходы и методы показывают продуктивность философии образования как методологии научного познания систем образования, представляющей самостоятельное направление исследований в рамках социальной философии. Согласно разрабатываемой концепции исследования, образование находится в духовно-интеллектуальном центре глобализации: необходимо сосредоточить внимание специалистов на онтологическом, гносеологическом, аксиологическом, праксиологическом и других аспектах образования нового поколения. Значима разработка понятия «образовательная политика», которое включает все те аспекты, которые определяют стратегию образовательной деятельности, ее главные цели и задачи в глобализирующемся мире На региональном уровне образовательная политика выступает как особенная область и отдельная область политики государства, местного самоуправления. Она вырабатывается только применительно к данной социальной сфере (образованию), с учетом специфики региона. Исследовательский акцент сделан на внутригосударственном уровне отношений, связанных с образованием. Это тактика развития образования, конкретные цели, задачи, сроки, конкретные люди в организации процесса регионального образования и его развития.
Предложенные решения и подходы могут быть использованы как методологическая основа для поиска разрешения реальных проблем в современном отечественном образовании; для построения целостной стратегии развития современной российской системы образования; для дальнейшего анализа тенденций и закономерностей развития глобального и регионального образования с учетом специфики современного этапа развития российского общества; в практике преподавания курсов социальной философии, философии образования, теории педагогики и других научных предметов гуманитарного профиля.
Список наиболее важных публикаций:
В 2010 г вышла в свет монография: Н. В. Наливайко, В. И. Панарин, В. И. Паршиков «Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ)». – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. 15,0 а. л. Тираж – 1000 экз. Книга признана лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2010 года, проводимого среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений. Монография посвящена философскому исследованию основных тенденций развития отечественного образования в современных условиях глобализирующегося мира, анализу глобальных и региональных тенденций развития отечественного образования. Авторы монографии исходят из того положения, что анализ специфики развития современного глобального и регионального образования должен исходить из философских оснований, который способствует созданию новых направлений научного поиска. Значимость анализируемых в книге проблем связана с тем, что в последние годы началась реализация долгосрочного развития экономики и социальной сферы, стали осваиваться новые технологии, приниматься серьезные меры по преодолению последствий мирового финансового кризиса, по борьбе с коррупцией. На фоне ликвидации многих прежних социальных институтов система образования не только не разрушилась, но и проявила высокие адаптационные возможности.
Список наиболее важных публикаций:
Nalivaiko N. V. «About Specificity of Modern Science and Education Integration»// Philosophy of education narrowing the divides. – Bogota-Colombia, 2010, p. 433-437
Nalivaiko N. V., (в соавт). Problems of education in the Transforming societies // Special issue. № 2, 2009. p. 97-102.
Наливайко, Н. В. Формирование отечественной системы образования в современных условиях // Философия образования. – 2010. – № 1 (30). – С. 24–30 (0, 5 п.л.);
Наливайко Н. В., Ушакова Е. В. О роли образования в обществе ХХI в. //Философия образования. – 2010. – № 1 (30). – С. 71–76 (0, 5 п.л.);
Наливайко Н. В., Жук М. В., Пушкарева Е. А. Инновационное образование как фактор развития человеческого капитала в условиях общества знаний // Философия образования. – 2010. – № 2 (31). – с. 253-274

2011
Тема исследования: Выявить тенденции в глобализации сферы российского высшего образования, исследовать вопросы образования как ценности, а также духовно-нравственные ценности в системе регионального инновационного образования.
Полученный научно-исследовательский результат
Сформулирована идея реализации методологической функции философии в теории и практике образования и показано, что каждый структурный компонент философского знания, выполняя онтологическую, методологическую, аксиологическую и др. функцию, представляет квинтэссенцию философского осмысления предмета, которая пронизывает образовательный процесс, обусловливая упорядочение понятий и выстраивание определенной системы знаний в области образования. Подчеркнуто, что, усиливая процессы специализации научных знаний в образовании, философская методология становится интегративным базисом научного поиска адекватных форм и методов развития современного образования. Обоснован вывод о переломном характере развития системы образования: с развитием частнособственнических социально-экономических отношений образование продается и покупается как любой другой продукт. Показано, что это имеет серьезные последствия для высшего образования, которое в обществе знаний теряет монополию на производство и распространение знаний. Вместе с тем, государственные учреждения профессионального образования приобретают тенденцию к определенной самостоятельности и к поиску связей с потребителями образовательного продукта, с предпринимательскими кругами. Установлена зависимость, согласно которой региональные тенденции развития образования направлены на укрепление традиционных отраслей экономики региона, что вызывает необходимость соответствующей подготовки кадров (состава, количества специалистов, качества их знаний), обеспечивающих перспективы развития региона.
Установлено также, что кризисное состояние научной содержательной стороны образовательной системы связано с необходимостью коррекции концепций современного образования и уточнения соотношения науки и образования. Показано, что характер и особенности развития научного знания определяют и тенденции функционирования образовательного знания: углубляющаяся специализация научной деятельности влечет за собой дисциплинарное усложнение научного знания и, как следствие, изменение облика образовательного знания. Обосновано, что распространение высоких технологий способствует качественно новой вовлеченности в технологический процесс современных образовательно-научных знаний, к расстановке акцентов на процессуальности, необратимости во времени, что предъявляет новые высокие требования к содержанию и качеству образовательно-научного знания, акцентируя внимание на увеличении роли его научной составляющей. Выявлены тенденции в глобализации сферы российского высшего образования, исследовать вопросы образования как ценности, а также духовно-нравственные ценности в системе регионального инновационного образования.
Список наиболее важных публикаций:
Наливайко Н. В. «Символ современного образования» // сборник статей «Символы образования в обществе XXI века», Praha : Univerzita Karlova v Praze – Pedagogicka Faculta. – 2011. – Р. 248–263.
Наливайко Н. В. «Диалог в образовании» // сборник «Диалог в образовании, искусстве и спорте» в Карловом университете (Прага, Чехия). Материалы опубликованы в одноименном сборнике статей - Praha : Univerzita Karlova v Praze – Pedagogicka Faculta. – 2011..
Nina V. Nalivayko The glodal tendencies of development jf modern education (economical and political aspects) // Сборник статей «Philosophy, Politics and Econmics», The International Centre of Greek philosophy. – 2011. p. 104-105.
Наливайко Н. В. (в соавт.) Инновационное образование в развитии российского общества глазами молодых ученых (глобальный и региональный аспект) // Философия образования. – 2011. – № 1 (34). – С. 253–261.
Наливайко Н. В. (в соавт.) Философия образования Востока и Запада: общее и особенное // Философия образования.– 2011. – № 1 (34). – С. 162–168.
Наливайко Н. В. (в соавт.) Инновационное образование в России: внедрение или изучение зарубежного опыта? // Философия образования.– 2011. – № 2 (35). – С. 62–70.
Наливайко Н. В. (в соавт.) Понятие «диалог» в современной системе образования// Философия образования. – 2011. – № 3 (36). – С. 246–253.
Наливайко Н. В. (в соавт.) Новая философия образования – ответ на вызовы времени // Философия образования. – 2011. – № 3 (36). – С. 254–263.
Наливайко Н. В. Модернизация и реформирование образовательной системы России // Личность, общество, государство. Проблемы развития и взаимодействия : материалы Всерос. науч.-практич. конф. (г. Сочи, 7–11 октября 2011 г.). – Краснодар : Кубанский гос. университет.
Наливайко Н. В. (в соавт.) Профессиональное образование в современном мире: концептуальное осмысление тенденций развития. // Профессиональное образование в современном мире. – 2011. – № 1. – С. 7–14.

2012
Тема исследования: Инновационные процессы в науке и образовании в современной России: глобальный контекст и региональная специфика.
Актуальность выполненных исследований.
Современное общество характеризуется кардинальными изменениями во всех его сферах, что оказывает существенное влияние на состояние и развитие образования. В период реформ и социальных преобразований, когда выбор стратегии развития общества оказывается непредсказуемым – значимость системы образования повышается. В условиях рыночной экономики произошла смена системы ценностей и социальных приоритетов, что изменило и аксиологические основы системы образования, потребовав глубокого изучения новых взаимосвязей образования, науки, социума. Более того, осуществляемый в современных условиях переход к информационному обществу (в котором информация и знания выступают основной социальной ценностью), влечет важные изменения в системе образования, усиливает инновационные процессы в науке и образовании в современной России. Философское изучение обозначенных тенденций развития системы образования призвано объяснить сущность этих изменений, показать последствия происходящих процессов.
Полученный научно-исследовательский результат по плановому заданию на 2012 г
С точки зрения философии образования, важен результат объяснения тех сфер общественной жизни (социальных основ отечественной системы образования), которые определяют сущность и содержание образовательного процесса, смысл современного образования, процессов интеграции науки и образования, сущность и содержание современного инновационного образования.
Результатом проведенных исследований стали рассмотрение целей и содержания современного инновационного образования как составной части социальной жизнедеятельности общества, и этапа интеграции науки и образования; рассмотрения проблемы целеполагания и социального заказа в системе образования, вообще; инновационного образования, в частности.
Результатом исследования стал анализ положения о том, что реформирование российского образования представляет собой изменение направления развития отечественного образования в соответствии с новыми социальными условиями. Исследование современного российского опыта реформирования образования позволило сделать вывод о неэффективности реформ по причине отсутствия научно выверенных стратегических целей. Социально-философский анализ показал парадоксальность реформирования образования (сильная государственная власть – и ее стремление сложить с себя заботу об образовании; заявленные прогрессивные цели образовательной политики – и разрушительные, регрессивные тенденции в предлагаемых документах по реформированию и др.).
Аннотация к полученному научно-исследовательскому результату
Глубокие изменения российского социума существенно повлияли на роль, место и содержание образования (инновационного образования) в обществе. Сложившаяся социально-экономическая ситуация не могла не отразиться на состоянии российского образования: образование (как и наука) оказалось фактически вне сферы внимания со стороны государства, что выразилось в отсутствии адекватного государственного материального и финансового обеспечения. Произошло серьезное перераспределение финансового обеспечения системы образования и науки в сторону значительного увеличения издержек негосударственных источников. Рыночные отношения проникли и в образовательное, и в научное пространство: меняют свой статус, все более превращаясь в сферу услуг для населения. Образовательный (и научный) продукт все более становится товаром – продается и покупается, экспортируется и импортируется, как любой другой продукт. В этих условиях государство должно утвердить приоритетный характер преобразования образовательной системы (особенно инновационного образования), ее интеллектуальной, научно-технической, культурной составляющей, что и определит грядущий облик общества. Для преодоления кризиса образования, усиления интеграции науки и образования, а также переосмысления статуса, организации и содержания современной отечественной системы образования, необходимо определить образовательную стратегию, учитывающую все факторы постиндустриального, информационного, глобализирующего мира, соответствующую культурным особенностям и ее человеческим ресурсам страны, а также обозначить социальный заказ системе образования, (в контексте проблем интеграции науки и образования, развития инновационного образования), превратить стихийный рынок образовательных услуг в систематизированный на научной основе.
Список наиболее важных публикаций:
Наливайко Н. В. (в соавт.) «К вопросу о философии образования Востока и Запада:общее и особенное» // журнал Special issue. № 4, 2011. p. 157-163.
Наливайко Н. В. (в соавт.) «On the significance of Dialogue in the Development of Modern Education,// сборник «Диалог в образовании, искусстве и спорте» Praha : Univerzita Karlova v Praze – Pedagogicka Faculta. – 2012. – Р. 158–163.
Наливайко Н. В. (в соавт.) Образовательное взаимодействие как объект философского анализа // Философия образования. – 2012. – № 1 (40). – С. 186–192.
Наливайко Н. В. (в соавт.) Региональное образование: некоторые вопросы современного развития // Философия образования. – 2012. – № 1 (40). – С. 259-267.
Наливайко Н. В. О книге «Культура под угрозой». Вступительное слово к переводу на русский язык монографии Й. Шмайса «Культура под угрозой: от эволюционной онтологии к экологической политике». Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2012, с. 4-7.
Наливайко Н. В. (в соавт.) К вопросу о социальной обусловленности развития современного отечественного образования // ж. Профессиональное образование в современном мире. Изд-во СО РАН, № 1 (4), 2012, с. 15-21.
Наливайко Н. В. (в соавт.) Понятия и тенденции развития глобального и регионального образования // Интеллектуальный потенциал Сибири для развития России: философия – наука – образование. Красноярск, 2012, с.72-75.
Наливайко Н. В. (в соавт.) О современном состоянии российского образования // Интеллектуальный потенциал Сибири для развития России: философия – наука – образование. Красноярск, 2012, с. 75-78.

НАУЧНАЯ ШКОЛА

Решением Ученого Совета НГПУ в2010 г. утверждена Научная Школа
д. филос.н., проф. Наливайко Нина Васильевна (руководитель)

Участники школы
Доктора наук и защитившие докторскую диссертацию
1. Паршиков Владимир Иванович, д.филос.н.
2. Майер Борис Олегович, д.филос.н.
3. Пушкарева Елена Александровна, к.филос.н.
4. Панарин Владимир Иванович, к.филос.н. (защищена в 2009 г докторская диссертация)
5. Черных Сергей Иванович, к.филос.н. (докторант Н.В.Наливайко)
Кандидаты наук и аспиранты
6. Камашев Сергей Владимирович, к.филос.н.
7. Косенко Татьяна Сергеевна, к. филос.н.
8. Наурузбаева Ольга Владимировна, к.филос.н.
9. Наливайко А.В. – защитил диссертацию в 2012 . (научный руководитель – Паршиков В. И.)
10. Бегалинова М. С. Алматы к.филос.н.
11. Загорулько Любовь Петровна, к филос.н.
12. Петров Владимир Валериевич, к. филос.н.
13. Худякова Л.Д. – аспирант
14. Пугачев А. В. – аспирант
15. Абдакимова Д.А. Астана - аспирант
16. Бегалинов А. – Алматы - аспирант
17. Мурзинцева В. Б. – аспирант (научный руководитель – Паршиков В. И.)

Тема научного исследования ШКОЛЫ:
«ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

• исследование методологической функции философии и специфики ее реализации в теории образовательного (воспитательного) процесса;
• исследование эпистемологических, онтологических, аксиологических, когнитивных, ментальных, праксиологических аспектов современной философии образования;
• глобальные и региональные аспекты развития современной системы образования;
• современные тенденции интеграции науки и образования;
• инновационное образование как философская проблема;
• философское осмысление специфики государственной политики в области образования;
• проблемы качества образования: философский анализ;
• анализ проблем безопасности системы образования в условиях глобализации; информационная безопасность в образовании как философская проблема;
• комплексный анализ философии профессионального образования;
• философское осмысление инновационных процессов в математическом образовании;
• рассмотрение динамики взаимодействия образования и культуры как институтов трансформации и сохранения гуманистических ценностей современного общества и личности;
• Новые ценностные ориентации глобализирующего мира в контексте проблем философии образования
• философские основания современной теории воспитания;
• педагогика ненасилия как философская проблема;
• анализ форм взаимодействия философии и философии образования; философско-методологическое осмысление становления философии образования как самостоятельной дисциплины;
• Проблемы отечественного образования в контексте концепции устойчивого развития общества: социально-философский анализ.

Цели и задачи исследования научной школы:
оптимизация развития и функционирования системы отечественного образования и культуры, философский анализ происходящих процессов реформирования системы образования и культуры.
Аннотация Россия в условиях глобализации имеет реальный шанс занять достойное место на новом этапе развития цивилизации, опираясь на науку, образование, приоритетные технологии. Важнейший источник хозяйственного развития России в информационную эпоху заключен не в запасах природных ресурсов, которыми располагает государство, не в объемах производимой промышленной продукции, а в его интеллектуальном, человеческом потенциале. Информационный продукт сегодня недостаточно купить: им необходимо пользоваться, а это умение не приобретается за деньги, как раньше приобретались любые права собственности. Уже здесь видно принципиальное отличие новой экономики знаний, а также новую миссию философии и философии образования. Необходим всесторонний анализ проблем специфики современного развития общественных наук, самой философии: открытое, свободное общение философов между собой, с представителями других областей знаний
Задачи:
• проведение теоретических исследований с целью получения достаточных теоретических и достоверных результатов для решения поставленных научно-исследовательских задач:
• исследование онтологии технопарковой идеологии в связи с развитием инновационного высшего образования;
• эпистемологический анализ философии инновационного образования в контексте вопросов развития технопарковой идеологии;
• исследования аксиологических проблем инновационное образование для развития технопарковых задач региона;
• праксиологические аспекты философии развития технопарка и подготовки квалифицированных кадров для развития технопарковых зон
• образовательно-инновационная политика и управление современным процессом;
Одна из ключевых проблем - глобальные и региональные вопросы подготовка квалифицированных кадров для развития технопарковых зон. Задачи исследования данной конкретной проблемы (в качесве примера) следующие:
Онтологические основы технопарковой идеологии в связи с развитием инновационного высшего образования; осуществить социально-философский анализ специфики отечественного инновационного образования и науки (технопарковой идеологии) в условиях изменяющейся России. Показать, что со сменой общественных отношений и инновационное образование становится товаром – продается и покупается, экспортируется и импортируется как любой другой продукт. Проследить, как современное образование трансформируется из акта безвозмездной трансляции накопленного культурного опыта от поколения к поколению людей в возмездную потребительскую услугу.
Эпистемологический анализ философии инновационного образования в контексте вопросов развития технопарковой идеологии; проанализировать специфику научного обоснования развития современной российской инновационно-образовательной системы; определить методологическую функцию философии для анализа проблем системного взаимодействия инновационного образования и науки (теории и практики технопаркового развития): обосновать, что механизмы взаимодействия образования и науки определяются происходящими в обществе информационными процессами нового уровня; исследовать процесс, ведущий к фундаментальности науки и образования в условиях их современной глобализации и др.
Аксиологические проблемы инновационного образования для развития технопарковых задач региона. Обосновать, что гуманистическое мировоззрение сегодня становится нравственным гарантом технопарковой деятельности, которая обладает внутренним этическим содержанием и является основой взаимодействия социальных систем. Доказать, что гуманизация как процесс отражения идей гуманизма в обществе, применимо к сферам инновационного образования и технопарковой идеологии; это процесс, определяющий ценности гуманизма в результате их передачи и усвоения (система инновационного образования) и в процессе деятельности по производству знаний и их внедрения в жизнь (технопарковая идеология). Дать анализ современной специфики взаимодействия инновационного образования и культуры, несоответствия между традиционными для России гуманистическими ценностями и новыми, возникшими в связи с переходом к рынку, ценностными приоритетами людей, связанными с усилением индивидуализма и прагматизма.
Праксиологические аспекты философии развития технопарка и подготовки квалифицированных кадров для развития технопарковых зон: образовательно-инновационная политика и управление современным процессом; проведенные исследования будут иметь практическое значение для построения целостной научной стратегии развития инновационного образования в современных условиях; для дальнейшего анализа тенденций и закономерностей развития теории и практики технопарковых зон , а, следовательно, интеграционных процессов образования и науки с целью эффективного управления их развитием;
Глобальные и региональные вопросы подготовка квалифицированных кадров для развития технопарковых зон:
- Исследовать социально-экономические детерминанты и объективный характер глобальных и региональных тенденции в развитии инновационного образования, а также суть и последствия тяжелейшего системного кризиса российской образовательной системы.
- Дать анализ российского и западного образования в сравнительных аспектах, проследив влияние западных образовательных концепций на развитие российского инновационного образования и эволюцию технопарковой идеологии.
- Показать специфику модернизации российского инновационного образования в связи с новыми экономическими отношениями, проследить взаимодействие модернизации с образовательной политикой и демократическими преобразованиями в обществе.
- Проанализировать современную специфику развития российского регионального инновационного образования (сделав акцент на Сибирский регион, и Новосибирскую область, в связи с учетом перспективы развития технопарковой зоны региона).


НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Н. В. Наливайко является главным редактором Всероссийского журнала «Философия образования» (входит в список ВАК), получивший период 11 Золотых медалей Сибирской ярмарки.

МОНОГРАФИИ
Серийные издания «Философия образования» с 2006 г.
Наливайко Н. В., Панарин В. И. «Теоретико-методологический аспект современной образовательной политики России», Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2006, 160 с.;
Наливайко Н. В., Камашев С. В. «Актуальные проблемы безопасности отечественной системы образовании». - Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2007, 330 с.;
Наливайко Н. В. «Философия образования: формирование концепции», Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2008, 272 с.;
Наливайко Н. В., Косенко Т. С. «Проблемы воспитания в современной философии образования», Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2009, 25 2 с.
Наливайко Н. В, Панарин., В. И., Паршиков В. И. «Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ)». – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. 15,0 а. л. 297 с.
Наливайко Н. В. Введение в философии. Образования . Учебное пособие для гуманитарных вузов. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2011, 177 с.
Наливайко Н. В. Введение в философии. Образования . Учебное пособие для гуманитарных вузов. –Издание второе, дополненное Изд=во НГПУ, 2012, 271 с.

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2007
1. Всероссийская конференция «Влияние глобализации на развитие современного образования: политические, экономические, правовые, этические, духовно-нравственные аспекты», (Новосибирск, 4 июля 2007 г.)
Проведено обсуждение конкретных проблем влияния глобализации на развитие современного образования как системы адаптации общества. Выделены такие направления, как политическое, экономическое, правовое, этическое и духовно-нравственное. Особое внимание уделено региональному аспекту проблемы.
2. Всероссийская конференция «Национальная безопасность России (Сибири) в условиях интеграции в мировое образовательное пространство», (29 августа 2007, Новосибирск).
Проведено обсуждение проблем исследования национальной безопасности России (Сибири) в условиях интеграции в мировое образовательное пространство в условиях адаптационных процессов в системе образования. Выделены региональный и общероссийский аспект проблемы. Проведен онтологический и аксиологический анализ категории «национальная безопасность» в отечественных условиях.
3. Всероссийская конференция «Вопросы качества профессионального образования в условиях трансформации общества и система образования», (26 сентября 2007, Новосибирск).
Проведено обсуждение проблем качества профессионального образования как составляющей системы адаптации отечественного социума в новых экономических и политических реалиях. В результате дискуссии обосновано, что в современных условиях качество профессионального образования становится важнейшим факторов когнитивной и ментальной адаптации современного человека в условиях глобализации и информационного общества.
4. Всероссийская конференция «Философское осмысление инноваций в образовании», (24 октября 2007, Новосибирск).
Проведено обсуждение инновационной роли образования в процессе когнитивной и ментальной адаптации современного обществ России. Вскрыта роль инноваций как нового адаптирующего фактора современного информационного общества.

2008
Международный семинар «Проблемы качества современного отечественного и регионального образования и вопросы информационной безопасности современного образования», 22 октября 2008 г.

2009
Симпозиум «Образование как стабилизирующий фактор России», 26 августа 2009 г. В рамках V Российского философского конгресса «Наука. Философия. Общество» , а также :
«Круглые столы»: «Инновационное образование в развитии российского общества» (совместно с Ассоциацией философов образования).; «Круглый стол» «Философско-методологические проблемы инновационного образования» (в рамках V Всероссийского философского конгресса (август, 2009 г.).

2010
Всероссийская конференция с международным участием: «Инновационные процессы в науке и образовании в современной России: глобальный контекст и региональная специфика»

2011
Всероссийская конференция с международным участием - 30 марта 2011 г. «Новая философия образования – ответ на вызовы времени», посвященная 10-летию журнала «Философия образования». Уровень проведения: всероссийский – представлены города: Барнаул, Томск, Омск, Красноярск, Кемерово, Москва, Санкт-Петербург, Казань; Алматы, Астана. Заочно: Прага (Чехия), Брно (Словакия).
Серия Телемостов с учеными с Украины (Сумы). Ответственные с украинской стороны – М. В. Жук, с русской стороны – Н. В. Наливайко. Электронный ресурс режим доступа: http://soippo.edu.ua/materialy-konferetsiyi-innovatsijnij-rozvitok-sus/ru
Региональный постоянно действующий семинар (с участием Правительства НСО и Новосибирской общественно палаты, с привлечением НИИ ФО НГПУ).
Основная тема семинара: «Современные тенденции развития инновационного образования и науки в условиях современной России. Образование как ценность: духовно-нравственные ценности в системе регионального инновационного образования»
Проведены семинары:
26 января 2011 года (Установочный семинар с уточнением тематики, формы участия отечественных и зарубежных ученых);
30 марта 2011 г. – «Инновационное образование как философская проблема». Основные
27 апреля 2011 г. «Образовательная политика и реформирование системы инновационного и профессионального образования. Аксиологический образ современного регионального олбразования: революция в ценностях образования».
25 мая 2011 г. «Обсуждаем Проект нового Закона об образовании. Вопросы интегрального осмысления аксиологии образования»
26-28 июня 2011 г. – «Духовность, нравственность молодежи с позиции современной аксиологии и задачи регионального образования. Интегральное осмысление аксиологии образования».

2012
Всероссийская конференция – (с телемостом, совместно с кафедрой философии образования Московского государственного университета) «Трансформация институциональных форм образования».
Всероссийская конференция – (с телемостом, совместно с
учеными с Украины (Сумы). Ответственные с украинской стороны – М. В. Жук, с русской стороны – Н. В. Наливайко.
Региональный постоянно действующий семинар. Основная тема семинара: «Современные тенденции развития инновационного образования и науки в условиях современной России»
Выступили с пленарным докладом (Н. В. Наливайко) на международной конференции «Целеполагание в образовании, искусстве и спорте» в Карловом университете (Прага, Чехия).
Выступление с докладом: «On the Significance of the Social Justice Problems in the Modern Philosophy of Education» на Мировой конференции Мировой ассоциации философов образования – Addis Ababa University. – 2012. – P. 246-250.
Международная конференция «Глобализирующий мир в осмыслении философии образования» 26–28 ноября 2012 г.

ДОГОВОРА О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
1. Заключен трехсторонний договор о сотрудничестве с Факультетом философии гражданского воспитания Карлова Университета (Прага): совместное издание специального выпуска журнала на англ. языке, совместное проведение научно-исследовательской и научно-организационной работы.
2. Заключен договор о сотрудничестве ГОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет министерства здравоохранения и социального развитии РФ» договор о научном сотрудничестве по вопросам экологического образования и проблемам человека в новой концепции философии образования.
3. Заключен договор с Казахским политехническим университетом (кафедра философии). Тема исследования – «Философия образования Востока и Запада: современные тенденции развития».
4. Заключен договор о сотрудничестве с Московским государственным университетом, кафедра философии образования. Тема исследования «Трансформация институциональных форм образования».

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ:
Н. В. Наливайко является полноправным членом Ассоциации (сети) философов образования Европы (INPE). В рамках данной организации установлены контакты с зарубежными учеными Европы, США, Латинской Америки, Азии по направлению «философия образования».

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:
2007
Наливайко Н.В.
К вопросу о специфике управления современным образованием;
«Проблемы менеджмента в трансформационных процессов общества» (Сумы, Украина, 10-12 июня 2007 г.), Материалы Международной конференции, Часть 2.- С. 6 – 13.

2008
Nalivaiko N.
The problems of values in the modern theory of education //
Philosophy of education. - Special issue. № 1, 2008. p. 112-119 (0,5 п.л.).
Nalivaiko N.V.
The Problems of Values in the Modern Theory of Education // XXII World Congress of Philosophy rethinking Philosophy today (July 30 – August 5, 2008. Seoul National University, Korea). Abstracts.. 0,1 а.л. S. 367
Nina V. Nalivaiko
Global and regional aspects of education development // Education and Multicultural Understanding (11-th biennial Conference, August 9-th – 12-th, 2008, Kyoto University, Japan). .(0,3 п.л.). P. 472-474
Наливайко Н. В.
Безопасность образования: философское осмысление проблемы // Инновацийний розвиток суспильства за умов крос-культурних взаэмодий. Суми. 2008, (0,4 п.л.). - с.72-76
Nalivaiko Nina.
Вопросы ценностей в современной теории образования // Hodnoty ve vychove, umeni a sportu. Praha, 2008. (0,5 п. л) – 2008 - P. 122 – 131

2009
Nalivaiko, N., Puskareva E.
Humanisation of Education and Science in the Kontext of Probleme of Spiritual Development of the Society / ETHOS ve vychve, umeni a sporty. – Praha. 2009. p. 241-253
Nalivaiko N.
Philosophy of education. - Special issue. № 2, 2009. (0,5 п.л.).

2010
Nalivaiko N. V.
On the Interakthion of Global and Local Aspects in the Development of Education
Сборник материалов международной научной конференции «Iнновацiйний розвиток суспiльства за умов кросс-культурних взаэмодiй» («Инновационное развитие общества в условиях кросс-культурного взаимодействия») (Украина, Сумы, 26–29 апреля 2010 г. - Р. 307–320). – Электронный ресурс режим доступа: http://soippo.edu.ua/materialy-konferetsiyi-innovatsijnij-rozvitok-sus/ru
Nalivaiko N. V.
About Specificity of Modern Science and Education Integration. - Praha : Univerzita Karlova v Praze – Pedagogicka Faculta, 2010. Р. 433–437.
Nalivaiko N. V.
Philosophy of education narrowing the divides. – Bogota-Colombia, 2010.
Nalivaiko N., Ushakova E.
Education development in the society of the ХХI century
PHILOSOPHY OF EDUCATION – 2010. – Special issue № 3. – Novosibirsk-Praga. Р. 3–10.

2011
Наливайко Н. В. «Символ современного образования» // сборник статей «Символы образования в обществе XXI века», Praha : Univerzita Karlova v Praze – Pedagogicka Faculta. – 2011. – Р. 248–263.
Наливайко Н. В. «Диалог в образовании» // сборник «Диалог в образовании, искусстве и спорте» в Карловом университете (Прага, Чехия). Материалы опубликованы в одноименном сборнике статей - Praha : Univerzita Karlova v Praze – Pedagogicka Faculta. – 2011..
Nina V. Nalivayko The glodal tendencies of development jf modern education (economical and political aspects) // Сборник статей «Philosophy, Politics and Econmics», The International Centre of Greek philosophy. – 2011. p. 104-105.

2012
Наливайко Н. В. (в соавт.) «On the significance of Dialogue in the Development of Modern Education, // сборник «Диалог в образовании, искусстве и спорте» Praha : Univerzita Karlova v Praze – Pedagogicka Faculta. – 2012. – Р. 158–163.
Nalivayko N. V. On the Significance of the Social Justice Problems in the Modern Philosophy of Education // Passion, Commitment and Justice in Education. – Addis Ababa University. – 2012. – P. 246-250/



АФРИКА
Международный конгресс Европейской (теперь мировой) Ассоциации философов образования (I.N.P.Е.) в Аддис-Абебе (Эфиопия) 14-18 августа 2012 г.
Конгресс посвящен вопросам социальной справедливости в системе образования и развитию адекватной образовательной политики.
Проф. Н. В. Наливайко выступила с докладом: «О значении проблем социальной справедливости в современной философии образования»; доклад опубликован в материалах конгресса (с. 246-250).
Мировая Ассоциация философов образования раз в два года собирается в какой-либо стране мира для обсуждения самых актуальных и насущных проблем философии образования. Такие конгрессы состоялись: в Колумбии (Богота, 2010 г.), Японии (Киотский университет) в 2008 г., на Мальте (2006 г.), в Испании (2004 г.).
В 2012 заседания Ассоциации состоятся в Эфиопии (Аддис-Абеба). В 2010 г. в Колумбии (Богота) сделана первая презентация идеи проведения конференции I.N.P.E. в Новосибирске на базе Научно-образовательного центра при НГПУ (совместно ИФиП СО РАН и НГПУ); в 2012 г. данные намерения нами были подтверждены еще раз.
На общем собрании I.N.P.E. (при голосовании, большинством голосов) принято решение провести конгресс в Сибири в 2016 году. Проект нацелен на преодоление отсутствия исследований, выполненных в рамках философии образования, нацеленных на глубокий анализ и всестороннее изучение специфики интеграционных процессов и разработки парадигмы новой философии образования.
В рамках Международной конференции в ноябре 2012 г. планируется проведение первого консультативного совещания по подготовке конгресса I.N.P.E. Предполагается визит профессора Биатрис Дейк (Англия) – вторая фотография сверху, члена правления I.N.P.E., - для изучения возможностей проведения конгресса в 2016 г., а также участия в самой конференции с докладом, (по возможности – чтения лекций для студентов).












Last modified: Wednesday, 6 February 2013, 01:15 pm