Основнаятема исследования:

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СУЩНОСТЬКОНЦЕПЦИИ

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: философское осмысление тенденций развития отечественного образования в изменяющейсяРоссии в контексте радикальной трансформации социума и современнойсоциокультурной ситуации; анализ методологической функции философии образованияв теории и практике образовательного процесса

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ  НАПРАВЛЕНИЯ:
  • анализ формвзаимодействия философии и философии образования; философско-методологическое осмыслениестановления философии образования как самостоятельной дисциплины;
  • исследованиеэпистемологических, онтологических, аксиологических, ментальных и др. аспектовсовременной философии образования;
  • исследованиеметодологической функции философии и специфики её реализации в теории образовательного(воспитательного) процесса;
  • проблемысовременной специфики интеграции науки и образования;
  • рассмотрениединамики взаимодействия образования и культуры как институтов трансформации исохранения гуманистических ценностей современного общества и личности;
  • инновационноеобразование как философская проблема;
  • педагогиканенасилия как философская проблема;
  • анализ проблембезопасности современной системы образования;
  • философскоеосмысление специфики современной государственной политики в областиотечественного образования;
  • глобальные ирегиональные аспекты развития современной отечественной системы образования;
  • проблемы качестваобразования: философский анализ.

Директор НИИ философии образования

Н.В. Наливайко Наливайко Нина Васильевна

главный редактор журнала «Философия образования», доктор философских наук, профессор.

Тема исследования: «Философско-методологический анализ изменения роли образования в цивилизационном процессе: социальное и правовое регулирование системы образования в изменяющейся России».

Аннотация. Специфика социального регулирования системы образования связано с ее модернизацией, отвечающей современным требованиям развития общества и самой системы образования. Модернизация осуществляется через реформирование системы образования, но не все современные реформы основаны на солидной теоретической базе: нередко они представляют собой своеобразную цепь проб и ошибок в поиске новых путей развития образования. Сами процессы модернизации в образовательной системе не поспевают за изменениями в экономике, культуре, социальных отношениях и общественном сознании. Необходима серьезная, доказательная, прогностически сориентированная образовательная политика, основанная на четком понимании ценностно-целевых приоритетов российского образования. Социальные реформы сопровождаются ростом несоответствия между традиционными для России гуманистическими ценностями и новыми ценностными приоритетами, связанными с усилением индивидуализма и прагматизма, ориентацией людей на западные образцы и высокий материальный уровень. Важным средством разрешения социальных противоречий явится развитие системы гражданского образования как фактора социального, культурного, политического обновления общественной системы.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ за 2009–2012 гг.:

Наливайко Н . В ., Ушакова Е . В . Problems of education in the transforming societies (Проблемы образования в трансформирующихся обществах) // P hilosophy of education. – 2009. – Special issue № 2. – Prague. – Р . 21–27.

Наливайко Н. В. Философский анализ системы образования в трансформирующихся обществах // Философия образования. – 2009. –
№ 1 (26). – С. 26–35.

Наливайко Н. В., Панарин В. И. О современной специфике развития отечественного образования // Философия образования. – 2009. – № 2 (27). – С. 17–24.

Nalivaiko N . V . On the Interakthion of Global and Local Aspects in the Development of Education // I нновац i йний розвиток сусп i льства за умов кросс-культурних взаэмод i й : сб. материалов междунар. науч. конф. (Украина, Сумы, 26–29 апреля 2010 г. – Р. 307–320 ). – [Электронный ресурс]. – URL : http :// soippo . edu . ua / materialy - konferetsiyi - innovatsijnij - rozvitok - sus / ru

Nalivaiko N. V. About Specificity of Modern Science and Education Integration. – Praha : Univerzita Karlova v Praze – Pedagogicka Faculta. – 2010. – Р . 433–437.

Nalivaiko N. V. Philosophy of education narrowing the divides. – Bogota-Colombia, 2010. – Р . 138–142.

Наливайко Н. В., Пушкарёва Е. А. Формирование отечественной системы образования в современных условиях // Философия образования. – 2010. – № 1 (30). – С. 24–30.

Наливайко Н. В., Наливайко А. В. Философия образования Востока и Запада: общее и особенное // Философия образования. – 2011. – № 1 (34). – С. 162–168.

Наливайко Н. В., Петров В. В. Инновационное образование в России: внедрение или изучение зарубежного опыта? // Философия образования. – 2011. – № 2 (35). – С. 62–70.

Наливайко Н. В. Символ образования в обществе ХХ I века. – Praha : Univerzita Karlova v Praze – Pedagogicka Faculta . – 2011. – Р. 248–263.

Наливайко Н. В. Модернизация и реформирование образовательной системы России // Личность, общество, государство. Проблемы развития и взаимодействия : материалы Всерос. науч.-практич. конф. (г. Сочи, 7–11 октября 2011 г.). – Краснодар : Кубанский гос. ун-т., 2011.

Наливайко Н. В. Некоторые политико-экономические тенденции в развитии отечественного образования // Профессиональное образование в современном мире. – 2011. – № 2. – С. 8–15.

Наливайко Н. В., Наливайко А. В. Региональное образование: некоторые вопросы современного развития // Философия образования. – 2012. – № 1 (40). – С. 259–266.

Зам. директора НИИ философии образования, зам. гл. редактора журнала «Философия образования», гл. редактор журнала «Профессиональное образование в современном мире», доктор философских наук, профессор

Паршиков Владимир Иванович

Тема исследования: «Комплексный анализ философии профессионального образования»

Аннотация. Осуществляетсяфилософское осмысление основных тенденций развития отечественногопрофессионального образования в изменяющейся России: анализ форм взаимодействияфилософии и философии профессионального образования, рассмотрение философиипрофессионального образования в контексте системно-философского подхода.Осуществляется также философско-методологический анализ проблем кризисасовременного отечественного профессионального образования, выявление путейвыхода из кризиса и повышения его эффективности и оптимизации.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ за 2009–2012гг.:

Паршиков В. И., Наливайко Н. В.,Панарин В. И. Онтологические аспекты развития отечественной системы образования // Профессиональное образование в условиях развитиясовременной науки, общества, философии. – Новосибирск : Изд-во ГЦРО, 2009. – Т.ХХХ V . – (Сер. тр., прил. к журналу «Философия образования»). – С. 4–9.

ПаршиковВ. И., НаливайкоН. В., Ушакова Е. В. Социально-философский анализ специфики современнойтрансформации общества и ее влияние на образование // Профессиональное образование в условиях развития современной науки, общества, философии. – Новосибирск : Изд-во ГЦРО, 2009. – Т.ХХХ V . – (Сер. тр., прил. к журналу «Философия образования»). – С. 62–67.

ПаршиковВ. И., Черных С. И. Образование как реальность и виртуальность // Философия образования. – 2010. – № 1 (30). –С. 50–55.

ПаршиковВ. И., Наливайко Н. В. Философское осмысление проблем развития системы профессионального образования в современных условиях // Инновационные аспекты современного профессионального образования. –Новосибирск : Изд-во ГЦРО, 2010. – Т. ХХХ VII . – (Сер. тр., прил. к журналу «Философияобразования»). – С. 5–17.

Паршиков В. И., НаливайкоН. В. Профессиональное образование в современном мире: концептуальное осмысление тенденций развития //Профессиональное образование в современном мире. – 2011. – № 1. – С. 7–14.

ПаршиковВ. И., Панарин В. И. Из истории развития профессионального образования (философский анализ) // Интеллектуальные ценности в современной России: философия. Наука. Инновации : материалы Сибирского философского семинара. – Новосибирск : Изд-во НГУ, 2011. – С.172–176.

ПаршиковВ. И. Актуальные вопросы развития отечественного профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. –2012. – № 1 (4). – С. 3–8.

Паршиков В. И., Наливайко Н. В., Майер Б. О. Тенденции развития отечественного образования (в аспекте современных глобальных проблем) // Профессиональное образование в современном мире. – 2012.– № 2 (5). – С. 3–9.

Зам. директора НИИ философии образования по научной деятельности, кандидат философских наук, доцент

Черных Черных Сергей Иванович

Тема исследования: «Социально-философский анализ образовательного пространства»

Аннотация. Современное состояние образования близко к кризисному. Одним их яркихпроявлений кризиса является формирующееся расхождение между традиционнымобразованием (в его сущностных и организационных формах) и нетрадиционным образованием,являющим себя как следствие информатизации и глобализации образования. Данноерасхождение близко к противоречию в той элементной, структуре образовательноговзаимодействия, которая в философии образования именуется «субъект образовательного процесса». Особенно отчетливо это проявляется в принципиально новом – электронном образовательном пространстве как инобытии информационного пространства. Социально-философская рефлексия этих изменений приводит кзаключению о том, что:

а) складывания электронного образовательного пространства изменяетсубъект-объектную основу образовательного взаимодействия на субъект-субъектную;б) при этом субъект электронного образовательного пространства генерирует новую природу, в которой «живой» обучающий заменяется «машиной»; в) таким образом«обучаемый» в электронном образовательном пространстве приобретает новые характеристики, усиливающие индивидуализм в образовательном взаимодействии итеряет свою «человеческую» субъектность. Возникает так называемая «виртуальная личность».Все изложенные процессы актуализируются в современных условиях, но их социально-философский аспект исследован очень слабо.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ за 2009–2012 г.:

Черных С. И. Образование как проблема философии постмодернизма // Проблема формирования прававого социального государства в современной России : материалы V Всеросс.науч.-практич. конф. (28 октября 2009 г.). – Новосибирск : НГАУ, 2009. – Ч. 2.– С. 122–131.

Черных С. И. Образование: парадигмальный кризис ( Education : the paradigm crisis )// Philosophy of education . – 2010. – Special issue №3. – С. 10–18.

Черных С. И. Виртуальный мир как тенденция развития толерантности в обществе // Отэкстремизма к толерантности: этические и социокультурные аспекты : коллект.моногр. – Новосибирск : НГАСУ, 2010. – 336 с.

Черных С. И., Паршиков В. И. Образование как реальность и виртуальность //Философия образования. – 2010. – № 1 (30). – С. 50–55.

Черных С. И., Теряева М. В. Виртуальный мир: гибель или расцвет личности //Социально-гуманитарное знание и общественное развитие : всерос. науч.-практич.конф. – Саранск, 2010. – 250 с.

Черных С. И. Взаимодействие национальной и региональной образовательной политики //Философия образования. – 2010. – №4 (33). – С. 102–107.

Черных С. И. Электронное образовательное пространство: понятие и сущность //Проблемы формирования правового социального государства в современной России :материалы VI Всерос. науч.-практич. конф.(28 октября 2010 г.).– Новосибирск : Изд-во НГАУ, 2010. – Ч. I . – 242 с.

Черных С. И. Электронное обучение: понятие и структура // Профессиональное образование в современном мире. – 2011. – № 1. – С. 67–70.

Черных С. И. Феномен виртуальной личности в современной философии // Философия образования. – 2011. – №3 (36). – С. 72–78.

Черных С. И. Образовательное пространство в условиях информатизации общества : моногр. – Новосибирск : Изд-во НГАУ, 2011. – 235 с.

Черных С. И. Феномен виртуальной личности в современной философии// Философия образования. – 2011. – № 3 (36). – С. 72–78.

ChernychS. I. Symbolie interaction like methodological basis of virtual personalitystudy. Ontology // SYMBOL VEVYCHOVE UMENIA SPORTU. – 2011. – Praha :Filosoficka reflexe. – С . 206–210.

Черных С . И ., Наливайко Н . В . Образовательное взаимодействие как объект философского анализа // Философия образования . – 2012. – №1. – С . 173-179.

Черных С. И. Идентификация образовательного субъекта в условиях современного образовательного пространства// Философия образования. – 2012. – № 1 (40). – С. 111–118.

Научный сотрудник, ученый секретарь НИИ философии образования, ученый секретарь журнала «Философия образования», кандидат философских наук

Косенко Татьяна Сергеевна

Тема исследования: «Философские основания современнойтеории воспитания»

Аннотация. Социально-философскийанализ проблем воспитания в условиях современной России исключительно актуальная и практически значимая задача: научный, социально-философский анализ проблем концепции воспитания позволит перейти от спонтанных и фрагментарных действий в данной области к комплексному развитию отечественной системы воспитания личности, адекватной современным требованиям развития нашего общества. Основа проблемной ситуации, на разрешение которой направлено исследование, состоит в существующем противоречии между социальными потребностями анализа проблем и развития единой концепции воспитания личности в современных условиях России и отсутствием развернутых научных исследований по социально-философскому анализу данного направления, где бы такой анализ был доведен до логического завершения с единых методологических позиций.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ за 2009–2012 гг.:

Косенко Т. С., Наливайко Н. В., Панарин В. И. Глобализация и вопросы специфики формирования современной системы воспитания // Философия образования. – 2009. – № 2 (27). –С. 197–203.

КосенкоТ. С. Наливайко А. В., Наливайко Н. В. О взаимодействии онтологии и аксиологии в воспитании: через развитие ксоциализации // Философия образования. – 2009. – № 4 (29). – С. 255–265 .

КосенкоТ. С. Воспитание в условиях глобализации // Iнновацiйний розвиток суспiльства за умов кросс-культурних взаэмодiй (Инновационное развитие обществав условиях кроскультурных взаимодействий) : материалы междунар. конф. для студентов, магистров, аспирантов, науковедов (Украина, г. Сума, 26–29 апреля 2010 г.). – Т. 2. – 368 с. –С. 161–165.

Косенко Т. С. Анализ этапов становления отечественной философии воспитания //Философия образования. – 2010. – № 1 (30). – С. 282–289 .

Косенко Т . С ., Панарин В . И . Specificity of formation of the upbringing system inconditions of globalization ( Специфика формирования системы воспитания в условиях глобализации ) // P hilosophy of education . – 2010. –Special issue № 3. – Novosibirsk-Praga. – Р . 124–129.

Косенко Т. С. Символизм современной российской системы воспитания // Российское образование в ХХ I веке (философские, социально-культурные ипсихолого-педагогические аспекты) : материалы межрегион. науч.-практ. конф. /под ред. В. М. Журавлёва. – Бийск : АГАО им В. М. Шукшина, 2010. – 274 С. –С.128–133.

Косенко Т. С. Осовременных тенденциях развития современной теории воспитания. – Praha : Univerzita Karlova v Praze – Pedagogicka Faculta .– 2011. – Р. 244–247.

Косенко Т. С., Наливайко Н. В. Понятие «диалог» всовременной системе образования //Философия образования. – 2011. –№ 3 (36). – С. 246–253.

КосенкоТ. С., Карасартова М. М. Роль правового образования (воспитания) в становлении правовой культуры // Философия образования. – 2012. – № 1 (40). – С. 210–217.

Косенко Т. С. Воспитание как значимая часть российского реформируемого образования //Интеллектуальные ценности в современной России: философия-наука-инновации : материалы Сибирского философского семинара (Новосибирск, 14-16 сентября 2011г.). – Новосибирск : Изд-во НГУ, 2011. – С. 204–207.

Косенко Т. С. Проблема воспитания личности в социально-философском аспекте // Профессиональное образование в глобализирующемся мире. – 2012. – № 2 (5). – С. 83–88.

Научный сотрудник НИИ философии образования, кандидат философских наук, доцент

Камашев Камашев Сергей Владимирович

Тема исследования: «Философский анализ вопросов безопасности образовательного пространства»

Аннотация. Перед образовательной политикой отечественного образования стоит сложная проблема: результатом проводимых реформ должно быть не только сохранение достижений российской системы образования, но и обеспечение ее вхождения в мировую образовательную систему. Система образования, будучи социальным институтом общества, транслируя традиционные иинновационные социальные ценности, формирует человека будущего. От решения проблем образования зависят тенденции развития той социальной и природной среды, в которой предстоит функционировать образованию в будущем, влиять на духовные и нравственные приоритеты личности, на ментальное и культурное пространство социума. Государство организует для образования среду, в которой оно развивается, создает и рамки процессов, где могут быть реализованы определенные тенденции. Одной изважнейших задач при этом становится обеспечение государством безопасности образования, конструктивное использование образовательного процесса в системе безопасности государства. Особенностью современного подхода рассмотрения безопасности является сообщение приоритетности интересам человека, находящимся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с проблемами образования.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ за 2009–2012 гг.:

Камашев С. В. Образование и национальная безопасность / Наука. Философия. Общество:материалы V Всерос. фил. конгресса. – Т. III . – Новосибирск : Параллель, 2009. – С. 351–352.

Камашев С. В. Глобализация как социальный феномен: анализ происхождения и функции //Философия образования. – 2010. – № 2 (31). – С. 37–44.

КамашевС. В., Косенко Т. С. Глобализация и развитие отечественного образования //Российское образование в ХХ I веке (философские, социально-культурные и психолого-педагогические аспекты) : материалы межрегион. науч.-практ. конф. / под ред. В. М. Журавлёва. – Бийск :АГАО им В. М. Шукшина, 2010. – 274 С. – С. 122–128.

Камашев С. В., Косенко Т. С. Национальная безопасность и образование России вусловиях международной интеграции // Модернизация России: наука, образование,высокие технологии : материалы II Всероссийскойконференции по науковедению. – 15–17 ноября 2010 г. / сост. А. Э.Анисимова, А. И. Ракитов и др. – М. : МГПУ, 2010. – С. 68–70.

Камашев С . В . The problems of national security strengtheningin the modern education system // P hilosophyof education . – 2010. – Special issue № 3. – Novosibirsk-Praga. – P.48–55.

Камашев С. В., КосенкоТ. С. Безопасность отечественногообразования в контексте проблем глобализации // Инновационные аспекты современного профессионального образования / ред. Н. В. Наливайко, В. И.Паршиков. – Новосибирск : Изд-во ГЦРО, 2010. – 276 с. – Т. ХХХ VII . (Сер. тр., прил. к журналу «Философия образования»).– С. 194–201.

Камашев С. В. Безопасность образовательного пространства «Восток–Запад» // Философия образования. – 2011. – № 1 (34). – С. 183–188.

Камашев С. В. Безопасность образования России в условиях интеграции в европейское образовательное пространство // Философия образования. –2011. – № 3 (36). – С. 89–94.

Камашев С. В., Косенко Т. С. Диалог культур Запада, Востока и России в глобализирующемся мире // Профессиональное образование в современном мире. – 2011. – № 1. – С.73–81.

Камашев С. В. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности России // Философия образования. – 2012. – № 3 (42). – С. 119–122.

Научный сотрудник НИИ философии образования, кандидат философских наук

Пушкарёв Пушкарёв Юрий Викторович

Тема исследования: «Философское осмысление инновационных процессов в современном отечественном образовании»

Аннотация.

Цель исследования – провести социально-философский анализ инновационных процессов в современном отечественном математическом образовании на основе сформировавшейся методологии философии образования. Выявить онтологические, гносеологические и праксиологические основания инновационного образования современной России. Определить основные методы и формы инновационного образования, механизмы его развития в современных глобализационных быстроменяющихся условиях. Теоретической и методологической основой исследования являются общие принципы и нормы научного рационального философского мышления. Наиболее значимыми для настоящего исследования являются следующие общефилософские научные принципы: принцип культурно-исторической обусловленности знания; принцип системности, основой которого является целостное отображение исследуемой системы, междисциплинарный синтез, использование различных методов анализа, каждый из которых способствует раскрытию определенных сторон изучаемого объекта; принцип понятийного и концептуального конструктивизма.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ за 2009–2012 гг.:

Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Информатизация как свойство и ценность современного общества // Ethos ve vychove , umeni a sportu : kolektivni monografie . – Praha : Univerzita Karlova v Praze – Pedagogicka Faculta ,2009. – P . 231–241.

Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. , Наливайко Н. В. Гуманизация образования и науки в контексте проблем духовного развития общества // Ethos ve vychove , umeni a sportu : kolektivni monografie . – Praha : Univerzita Karlova v Praze – Pedagogicka Faculta ,2009. – P . 247–253.

Пушкарёв Ю. В. Образование как инновационный фактор современного глобализационного развития // « I нновац i йний розвитоксусп i льства за умов кросс-культурних взаэмод i й» ( «Инновационноеразвитие общества в условиях кросс-культурного взаимодействия») : сб.материалов II междунар. науч. конф. (Украина, Сумы, 27–30 апреля 2009 г). – Сумы // http :// soippo . edu . ua / materialy - konferetsiyi - innovatsijnij - rozvitok - sus / ru

Пушкарёв Ю. В. Проблема качества высшего профессионального образования в условиях инновационного развития // Инновационные аспекты современного профессионального образования: база данных. – (Приложение к журналу «Философия образования»). –Т. 37. Новосибирск : ГЦРО, 2010. – С. 29–37.

Пушкарёв Ю. В. Направления инновационного развития системы образования в современных условиях // Философияобразования. – 2010. – № 1 (30). – С. 55–60.

Пушкарёв Ю. В. Проблемы инновационного развития образования в обществе знания // I нновац i йний розвитоксусп i льства за умов кросс-культурних взаэмод i й : сб.материалов междунар. науч. конф. ( Инновационное развитие общества в условиях кросс-культурного взаимодействия) (Украина, Сумы, 26–29апреля 2010 г).– Сумы, 2010. – [Электронный ресурс]. – URL : http :// soippo . edu . ua / materialy - konferetsiyi - innovatsijnij - rozvitok - sus / ru

Пушкарёв Ю. В. Современное развитие социального института высшего образования //Профессиональное образование в современном мире. – 2011. – № 2. – С. 49–52.

Пушкарёв Ю. В. О необходимости формирования открытых инновационных университетов //Философия образования. – 2011. –№ 1 (34). – С. 69–74.

Пушкарёв Ю. В. К вопросу о подготовке профессиональных кадров в современных условиях реформирования системы высшего образования // Профессиональное образование в современном мире. – 2012. – № 1(4). – С. 115–119.

Last modified: Wednesday, 19 September 2012, 04:56 pm